Появление первых соцсетей в интернете
Социальные сети появились в нашей жизни не так давно, но уже стали ее важной частью. Их основная цель – общение и знакомства. Но соцсети выполняют и другие задачи: игры, обучение, заработок, развитие собственного бизнеса.
В данной статье мы расскажем, когда появились первые социальные сети, и как они развивались в России и в других странах.
Предыстория
Предпосылки к появлению сервисов для общения появились даже раньше интернета. Это нашло отражение в произведениях писателей-фантастов. Сам термин придумал социолог Джеймс Барнс. Он описал социальную сеть как структуру для взаимоотношений между людьми.
Первую попытку создания портала для коллективного общения предпринял военный коммуникационный сервис в 1971 году. В то время обменивались информацией через ARPANET. Он стал прообразом современного интернета.
Кто первый изобрел соцсеть
Социальные сети обязаны своим появлением изобретению протокола IRC. Он позволял вести онлайн-чат.
Это новшество первым внедрил финский ученый Ярко Ойкаринен в 1988 году. Первые пользователи соцсетей – американцы.
В 1995 году появилась первая социальная сеть – Classmates (Одноклассники). Сервис до сих работает. Он помогает выпускникам учебных заведений США искать однокурсников или одноклассников.
В России имеется и свой аналог этого проекта – сайт Одноклассники. Он был запущен еще в 2006 году. Первые социальные сети в России появились практически в одно время.
Хронология:
- Livejornal известен с 1999 года.
- Linkedin стартовал в 2002 году.
- MySpace был запущен в 2003 году.
Эти три проекта стали началом развития интерактивного общения в интернете.
Первая социальная сеть в России
Немногим это известно, но первой отечественной социальной сетью стала E-Xecutive. Она была создана в 2001 году и работает даже сейчас. Сервис объединяет лучших представителей профессиональных сообществ. Зарегистрироваться можно только под реальным именем.
Дальнейшее развитие
- В 2006 году открылись сайты Одноклассники и ВКонтакте.
- В 2007 году произошел запуск проекта Мой Мир. Функции во многом походили на западные аналоги.
- В 2006 году в Фейсбуке появилась возможность зарегистрироваться для всех желающих. Главное условие – возраст старше 13 лет.
Фейсбук появился еще в 2004 году, но первое время он был закрытым сервисом для общения студентов.
Хронология появления социальных сетей в Америке:
- 2006 год – старт сервиса микроблогов Twitter.
- 2010 год – появление мобильного приложения для обмена фото Instagram.
- 2012 год – Фейсбук приобрел Инстаграм.
Самая популярная соцсеть в России
Победитель – ВКонтакте.
Его история похожа на Фейсбук. Он начал свою работу как сообщество студентов. В первые 2-3 года аудитория расширилась до нескольких миллионов пользователей. Сайт Одноклассники, который развивался параллельно, не смог догнать ВКонтакте по популярности.
В России это самая массовая социальная сеть, и свои позиции она сдавать не намерена.
Развитие социальных сетей в России шло по собственному сценарию, который отличался от общемирового. Самые популярные сайты долго были недоступны широкой публике. Русскоязычная версия Фейсбука появилась только в 2008 году, когда уже два года в России действовали ВКонтакте и Одноклассники. Американский сервис показался людям слишком запутанным и проигрывал отечественным аналогам.
Такова популярность соцсетей среди аудитории в возрасте 16-64 лет:
- YouTube – 85,4%.
- ВКонтакте – 78,0%.
- Instagram – 61,2%.
- Одноклассники – 47,1%.
- Facebook – 38,9%.
Это 5 самых популярных соцсетей. Но стоит учитывать, что им на пятки наступает TikTok и Telegram.
Лайки
Без символа одобрения сложно представить современные сервисы для общения. Массово лайки стали использовать в 2010 году именно благодаря усилиям разработчиков из Фейсбука.
Интересный факт: Марк Цукерберг поначалу скептически отнесся к данному новшеству. Но поменял свое мнение, когда лайк стал популярен и на других площадках.
Неожиданный эффект
Лайк выступает мерой сравнения людей. Он оказывает серьезное психологическое давление на пользователей, которые сильно зависят от общественного мнения.
Кроме того, он уже давно не является индикатором качества контента. Сейчас это скорее пассивная форма одобрения и взаимной симпатии между людьми.
Фейсбук стал не только первой соцсетью, внедрившей лайки. В нескольких странах была протестирована отмена лайков.
Переживания пользователей
Опция по просмотру количества «сердечек» и «пальчиков вверх» пропала у пользователей Инстаграма и Фейсбука, которые попали в тестовую группу. Доступ к количеству лайков был только у авторов публикаций. Остальные пользователи не могли видеть эту информацию.
Это тестирование вызвало споры в сети. Особенно возражали владельцы бизнес-профилей и профессиональные блогеры. Но stories в Фейсбуке и Инстаграме успешно существуют и без данной опции, что никак не влияет на использование их в рекламных целях.
ВКонтакте последовал примеру конкурента и тоже протестировал отмену лайков. Twitter же пошел дальше и усложнил процедуру их просмотра.
Глобальные перемены в социальных сетях могут занять пару лет. Есть вероятность, что мы стоим на пороге новой эпохи, где не будет лайков.